Истоки
Вот что рассказывает об истоках ниндзюцу и школе ниндзя Катдэда-рю в своей книге "Воины жизни. Искусство ниндзя" Сергей Трофимов, Мастер международного класса по Бу-Дзюцу, Ниндзя-профессионал:

Само понятие ниндзюцу многогранно. С XIII по XVII в.в. в федеральной Японии существовало множество школ и направлений по практике Ниндзюцу. Каждая из них профилировала свои способы, манеры ведения боя, виды оружия и многое другое. Школа "КАТЭДА" - это также одно из направлений "Искусства терпеливых". Справедливости ради, надо отметить, что все школы по подготовке ниндзя входили в клановую структуру. Согласно историческим летописям, в Японии было 63(!) клана ниндзя, в один из которых входила семья КАТЭДА. Основная базовая школа этого клана и является в настоящее время преемницей древних традиций. Древняя школа базировалась в предгорьях (Рэндзан) Ёсино, хотя семья Катэда имела разветвленную сеть своих агентов в различных провинциях средневековой Японии. (Ёсино - это местность в провинции Японии, славилась красотой гор и рек, водопадами, предгорными долинами, где весной бурно расцветали вишневые сады. В настоящее время - префектура Нара).
Фото из музея школы "КАТЭДА"
Фото из музея школы "КАТЭДА"
Мастер Катэда, последний патриарх данного направления Боевых Искусств, жил в XIX веке. Являясь последним представителем древнего княжеского рода (ДЗОКУ) Катэда, он стал последним носителем воинских традиций своего клана (ХАН).
Следует отметить тот исторический факт, что в XVI веке представители семьи Катэда сражались под руководством ТОЁТОМИ ХИДЭЁСИ, высокопоставленного военноначальника, князя, на стороне правительственных войск против незаконных формирований повстанцев, в состав которых входили многочисленные группировки ниндзя клановых структур ИГА и КОГА.

Система подготовки воинов была столь высокоэффективной и в равной степени трудна в освоении, что подошла только людям, перешагнувшим уровень обычной человеческой выносливости. Упрощенно говоря, система клана КАТЭДА - искусство переносить физическую боль. Сама методика подготовки воина была взята на вооружение так называемыми "Монахами-отшельниками" (ГЁДЗЯ), обитавшими в горах Ёсино, ЯМАНО-ХИДЗИРИ (горные мудрецы), больше известными как ЯМАБУСИ (горные воины), и через них применена на практике воинами-СИНОБИ НО МОНО (терпеливые), а теперь называемыми НИНДЗЯ (последователь учения терпеливых).
Учение монахов было введено в тайный трактат "СЮ-ГЭН-ДО" (путь обретения могущества), который монахи-отшельники составили из эзотерической практики тантрического ДЗЭН-БУДИЗМА (БУККЁ ДЗЕН-СЮ), магии и колдовства СИНТОИЗМА (МАДЗЮЦУ), конкретной практики китайского ДАОСИЗМА (ДОГАКУ).
Мастер Катэда, воин, не ведающий страха в боях, выживший в многочисленных войнах, стал изгоем, так как Истинное Боевое Искусство стало не нужно молодым, сытым, ленивым мужчинам. Получилось так, что на склоне своих лет Катэда ушел из мира людей в Гималаи, где в одном из монастырей принял монашеский обет и, после долгих раздумий в часы медитации, написал трактат (МАКИ) о Воинском Искусстве своего клана под названием "СЕМЬ СЕКРЕТОВ". Собственноручно мастер Катэда скрепил все исписанные листы, запечатал их в кожаный переплет и передал свой труд на хранение монахам монастыря, взяв с них слово, что трактат отдадут только в надежные руки человека, желающего в полной мере постичь все тайны "Центральной Силы", мечтающего возродить Истинно Боевой Дух. Монахи поклялись выполнить завет старого Мастера. Вскоре Катэда-сан ушел на "вечную беседу с БУДДОЙ".

С той поры прошло тридцать девять лет, и в 1907 году, мастер Боевых Искусств по нескольким дисциплинам БУ-ДЗЮЦУ (искусство воина), японец Тагаси путешествовал по монастырям в поисках древних рукописей с описанием методов ведения боя. И в этом монастыре он провел несколько философских бесед с настоятелем о теории и практике Боевых Искусств. Настоятель, зная о завете мастера Катэда, вручил трактат мастеру Тагаси. Этот труд по практике КЭМПО настолько потряс последнего, что он остался в монастыре, стал монахом и приступил к изучению рукописи. В течение сорока лет он осваивал и практиковал специальные физические упражнения и специальную технику дыхания, сочетая все это с упражнениями по медитации, пока по результатам не сравнялся с уровнем мастера Катэда. Верховный настоятель монастыря благословил Тагаси на "уход" в мир и практику искусства "Катэда рю. Дзиссен Кэмпо Будо".

В настоящее время школа "КАТЭДА" известна в Западной Европе, Америке, Австралии, Японии.

Как один из родоначальников этого искусства в России и г. Москве, и являясь официальным руководителем стиля Синоби Катэда рю, считаю своим долгом сказать о том, что произошла изрядная путаница в терминологии и исторической хронологии при описании искусства ниндзюцу. В начале и ближе к середине 90-х годов появилось масса изданий о воинах-тенях. В основном это перепечатки с западных изданий: немецких, английских и американских авторов. Зачастую эти западные "профессионалы" имели весьма отдаленное представление о том, что пытались преподнести читающей публике. Издатели данных "трудов" ставили во главу угла прежде всего сенсационность и таинственность в описании "шпионов средневековья". Как известно, реклама делает деньги и двигает прогрессом.

Чем в настоящее время можно удивить или хотя бы увлечь современного человека? Все эти так называемые "школы Боевых Искусств" (Бу-Дзюцу-Рюха) плодятся с быстротой мгновения, обладателей "черных поясов" сейчас больше, чем пыли во время засухи. И, что самое интересное, основатели современных систем Рукопашного боя в один голос утверждают приблизительно следующее: "Моя школа самая эффективная, боевая, так как истоки школы теряются во тьме веков, а имя родоначальника - патриарха настолько сложное, что невозможно его выговорить. А сам я учился у такого именитого мастера, что даже не стоит произносить его имя просто так".
Фото из музея школы "КАТЭДА"
Для неискушенных читателей хочу сказать, что бум на Боевые Искусства на Западе давно прошел, и изучением различных систем рукопашного боя занимаются только немногочисленные энтузиасты. В противовес этому в России, после тотальных запретов, интерес к Боевым Искусствам достаточно высок. Этим и пользуются предприимчивые люди, заваливая книжный рынок соответствующей литературой. Кстати, перевод этих, с позволения сказать, "бестселлеров" оставляет желать лучшего. Так, например, читая очередные шедевры о мастерах ниндзя, я узнаю, что был клан под названием ТЭКЕДА, КАТЕДО и т.д. Так вот, прошу запомнить правильное произношение: КА-ТЭ-ДА. Существует несколько способов написания этого слова японскими иероглифами. Как имя собственное КАТЭДА пишется одними знаками, как название стиля или школы - другими. В частности, КАТЭДА пишется иероглифами, которые переводятся, как "Искусство переносить физическую боль". Под этими словами я готов подписаться, так как знаю совершенно точно, что специалистов по данной школе Ниндзюцу, по крайней мере, в России, нет, и еще - не стоит забывать, что названия одних и тех же приемов, ударов, бросков и так далее в разных школах могут произноситься по-разному. Например, в японском Каратэдо (классическом) удар вертикальным кулаком называется "татэ дзуки", а в окинавском Каратэдо (традиционном) - "шомэн дзуки", хотя существует единый для Каратэдо термин: "ТАТЭ КЭН", то есть вертикальный кулак.

Впрочем, довольно иронии, ведь разговор предстоит о главном, об умении выживать в любых экстремальных ситуациях, о мужестве и стойкости, о слезах и боли, о синяках и кровавых ранах, о здоровом теле и сильном духе, о главном качестве человека - БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ!